Как сообщает газета « Красный Север », по маршруту Варшава – Салехард – Бованенково и обратно джиперам предстоит проехать 10 тысяч километров. Продвигаясь вглубь Ямала, польские автотуристы следуют российской поговорке. Тише едешь – дальше будешь… Из Восточной Европы до окружной столицы пара внедорожников домчалась всего за восемь дней. На спидометрах машин прибавилось по четыре тысячи километров, а настоящие приключения, кажется, еще только начинаются.
Впереди у путешественников белое арктическое безмолвие, стужа и море экстрима.
БЕРЕЖЁНОГО БОГ БЕРЕЖЁТ
– Конечно, мы знаем, что нас ждет впереди, – говорит руководитель необычного автоперехода Вавжинец Куц. – Чем дальше на Север, тем круче бездорожье. Поэтому мы будем ехать медленно и осторожно. Надеемся, так и доберемся до конечной точки – берега Карского моря.
Польские гости уже получили опыт управления авто на зимнике. На участке Приобье – Лабытнанги по неопытности разогнались до 80 километров в час – и едва не слетели с дороги. Машины повело в стороны, пришлось жать на тормоза.
В остальном – дорога как дорога. Помогли нескольким ямальцам вытащить застрявшие авто. Пару раз сами обращались за помощью. За этим обычным для российского бездорожья занятием поляки и осознали суть поговорки о неспешной езде.
– Мы знаем, что по глубокому снегу тяжело продвигаться, поэтому ямальские вездеходы – трэколы – обуты в шины сверхнизкого давления. У наших же машин обычные колеса, но мы бывалые путешественники, стараемся учесть все нюансы, – говорит наш собеседник.
НОВИЧКАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
Три года назад супружеская чета Французов (это фамилия), которая составляет экипаж первой машины, проехала вдоль БАМа. «Дальше дороги нет, вы завязнете», – говорили им местные жители, но поляки народ упорный, не зря в них течет славянская кровь!
– Нужно потихоньку, и всё получится, – смеется Анджи Француз.
В 2013 году он вместе с супругой Катажиной посетил Томск, Иркутск, север Байкала и Тынду. Хотели добраться до самого Владивостока, но отпуск заканчивался, пришлось возвращаться домой, в Варшаву. Второй экипаж – тоже не новички. В 2014 году Вавжинец Куц и Вацлав Лоба участвовали в зимней автоэкспедиции «Поцелуй Арктики». Тогда их маршрут пролегал по земле Коми.
ПЛАНЫ – АЖ ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ!
Новое путешествие планировалось заранее. Почему именно Ямал? Потому что здесь мало туристов и много незаезженных мест, говорят джиперы.
Они – обычные путешественники и не ставят задачу любой ценой пройти намеченный маршрут. Рисковать попусту не станут. Если станет ясно, что дальше пути нет, – вернутся в Салехард.
А пока они полны оптимизма и движутся в сторону Бованенково. Хотят по зимнику добраться до морского берега и, обогнув Уральские горы, посетить Воркуту, Инту, Печору и к началу марта финишировать в родной Польше.
Но есть и запасной маршрут, проложенный от Харпа. Им они воспользуются, если морской берег окажется недосягаем.
Логотипом автомобильной экспедиции «Mobius Eurasian Arctic Challenge 2016» выбрана лента Мёбиуса. Она имеет символическое значение: связывает кольцевой дорогой Польшу и часть Уральской гряды, соединяет воедино два континента – Европу и Азию.
СОЛЯРКИ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Готовясь к походу, поляки рассчитывали, что на Ямале в феврале будет дубак, и основательно апгрейдировали свои «Ниссаны». В гаражных боксах усилили бамперы, подвески, установили лебедки. А еще хорошенько утеплили агрегаты, узлы и салоны иномарок. Чтобы всё было по-научному, черпали информацию из Интернета, вели переписку с новыми друзьями из Лабытнанги и Коми. По их совету установили дополнительные аккумуляторы, увеличили баки до 160 литров, прикупили необходимое снаряжение, обзавелись теплой одеждой.
Теперь Анджи смеется:
– Думали застать сорокаградусные морозы, а здесь даже теплее, чем у нас дома…
Напомним, в понедельник, 8 февраля, в Салехарде было в районе 10 градусов. Интересно, что наш гость думает по этому поводу теперь?
ПРОСТО ПОЗВАЛ ПОКАТАТЬСЯ…
Катажина Француз – единственная женщина в этом походе.
– Мой муж спросил: поедешь кататься по Сибири? Я и согласилась, – смеется девушка.
– Тепло пока, вот она и радуется, а как ударят морозы до минуса 50, она еще попросится домой. Улыбки у нее тогда уже не будет, как и у меня, – говорит ее супруг.
Супружеская пара управляет машиной поочередно, сменяя друг друга каждые два часа. Анджи и Катажина вместе путешествуют уже два десятка лет. Предпочитают дикую природу отдыху в пятизвездочных отелях. После каждой экспедиции организуют фотовыставки.
«ЯМАЛСПАС» ПРИСМОТРИТ ЗА ГОСТЯМИ
И еще раз о безопасности. Перед выездом из Салехарда (второй этап «Арктик-трофи» стартовал 9 февраля) поляки встали в «Ямалспасе» на учет. Теперь спасатели будут следить за их продвижением, принимать звонки со спутникового телефона. В случае необходимости они тут же отправятся вызволять путешественников из беды. В одной из машин установлен спутниковый датчик, который транслирует точное местоположение джипов. Кроме того, джиперы получили пропуска, разрешающие проезд по приграничной полосе и дозаправку в Бованенково.
Фото Александра Бейфуса, www.ks-yanao.ru
vorkuta-online.ru, 2016