Арктике грозит транспортная изоляция от остальной России

Фото: www.pnp.ru

На обширный и богатый полезными ископаемыми российский север приходится около 20% ВВП. Дальнейшее освоение Арктической зоны невозможно без создания повсеместного и бесперебойного транспортного сообщения внутри региона и за его пределами. Большую часть территории российской Арктики составляют районы с плотностью населения менее 1 человека на 1кв.км и экстремально низким уровнем экономической активности.

Однако регион отличается самой высокой урбанизированностью: более 80 процентов населения проживает здесь в крупных городах и посёлках. Здесь же расположен ряд промышленных центров: Архангельск, Мурманск, Воркута, Норильск. Между тем сегодня транспортная доступность для населения Крайнего Севера, практически не имеющего альтернативных авиации средств передвижения, крайне низка. Не хватает современных аэродромов, а те, что были, требуют дорогостоящей реконструкции.

Поколение не видевших Москву

Так, по состоянию на начало 2015 года на территории Арктической зоны Российской Федерации зарегистрированы 73 аэродрома, и только один из них – Архангельск (Талаги) – оборудован по I категории ИКАО. Только 26 сооружений имеют искусственное покрытие, а на остальных 47 самолёты садятся на грунт. Также в Арктике насчитывается 266 посадочных площадок для малой авиации.

При этом стоимость авиаперелётов там чрезвычайно высокая. Скажем, если раньше билет из Воркуты в Москву пенсионер мог купить на свою пенсию. Сейчас, чтобы проделать этот вояж, ему необходимо копить до полугода.

Сложилась ситуация, когда некоторые регионы фактически оказались в транспортной изоляции. На Севере и Дальнем Востоке выросло поколение людей, которые ни разу не видели своей столицы. Чтобы исправить положение, государство пошло на субсидирование перелётов с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России, а также из Калининграда. Сегодня субсидируется порядка 288 маршрутов, из них 18 – в Арктической зоне: Анадырь, Норильск, Певек, Тикси, Нарьян-Мар и так далее. В 2015 году на эти цели в общей сложности направили более 9 миллиардов рублей.

Эта работа дала кратковременный эффект. По данным гендиректора Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антона Корня, в период с 2000 по 2014 год прирост авиаперевозок через все аэропорты, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации, увеличился более чем в 2 раза. Однако с началом кризисных явлений в экономике снизились на 16 процентов. И продолжают падать.

Проект федерального бюджета, который сейчас рассматривается в Госдуме, не даёт поводов для оптимизма. На 2017–2019 годы на субсидии по обеспечению доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении планируется выделять ежегодно около трёх миллиардов рублей (87,3 процента к 2016 году). Дотации аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на этот же период составят по 10 миллионов рублей ежегодно (16,8 процента к 2016 году).

– Такое финансирование ещё больше отдаляет жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера от нормального транспортного обеспечения, – констатирует председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. – Необходимо, наоборот, увеличивать объёмы финансирования на развитие транспортной инфраструктуры, строительство самолётов среднего и малого класса.

Эвакуация или законодательная работа

Неизбежность деградации региональных авиаперевозок в этих условиях очевидна, считает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

– Необходимо выстраивать систему поддержки перевозок, опираясь на приоритеты развития территорий, – пояснил он. – Если Россия заявляет, что освоение Арктической зоны и Дальнего Востока входит в число долгосрочных приоритетов, то каждому аспекту развития регионов нужно уделять внимание и средства. Если же решение откладывается на какие-то лучшие времена, то необходимо иметь смелость признаться в этом и подумать, как вывозить людей из тех населённых пунктов, жизнедеятельность которых без эффективной системы воздушного транспорта поддерживать невозможно.

Если же власти не готовы пойти на эвакуацию людей, то есть два пути. Первый – поддерживать региональное авиасообщение на минимально необходимом уровне. Второй путь – задействовать внутренние резервы авиаотрасли, которые ещё не исчерпаны.

– Существующая в России нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий воздушного транспорта, не в полной мере учитывает современный международный опыт по сокращению издержек, – отметил эксперт. – Если посчитать, сколько сотрудников обеспечивают приём и отправку одного рейса за Полярным кругом в России и, например, в Норвегии или США, то у нас их в разы больше. Эти средства можно было бы сэкономить для бюджета и направить на сохранение аэродромной инфраструктуры. Сократив тем самым величину капитальных вложений на её восстановление в будущем.

Другой вариант предлагают в Центре стратегических разработок в гражданской авиации. Речь идёт о внедрении механизма инфраструктурного сбора, который не облагался бы налогами и целенаправленно шёл на реконструкцию и строительство региональных аэродромов. Сбор в размере одного процента от стоимости билета, к примеру, мог бы взиматься с пассажиров, вылетающих за рубеж. Такой механизм существует во многих странах мира – США, Канаде, Великобритании, Франции, Китае.

Летающие «паркетники» и внедорожники

На прошедшем в начале мая 2016 года совещании по развитию авиации Президент России Владимир Путин заявил, что для России, с её огромной территорией, нужны собственные самолёты. Сегодня доля импортных машин в отечественном авиапарке составляет 70 процентов.

Первым постсоветским гражданским самолётом считается среднемагистральный Sukhoy SuperJet. Однако большинство комплектующих для него производятся за рубежом, поэтому российский он только номинально.

Большие надежды наш авиапром возлагает на ближне-среднемагистральный МС-21, первая «выкатка» которого состоялась в этом году в Иркутске. Лайнер рассчитан на 180–200 мест. В его производстве используются преимущественно отечественные комплектующие. Начало серийного производства воздушного судна планируется в 2018 году.

В этом году начались опытно-конструкторские работы по семейству новых лёгких многоцелевых самолётов с пассажировместимостью до 19 человек. Однако и они придут в отрасль не ранее 2020 года.

На год раньше может появиться машина, разработанная для замены устаревших Ан-24, Ан-26, Ан-72, которые успешно использовались на Крайнем Севере. Эти воздушные внедорожники способны садиться даже на лёд. Модернизированный турбовинтовой Ил-114, рассчитанный на 64 пассажира, с 2019 года станут выпускать на нижегородском авиазаводе «Сокол».

Правда, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, не уверен, что это оптимальное решение.

– Серийно сегодня ни в одной стране мира не строятся самолёты, которые могли бы в полной мере заменить летающие внедорожники Ан-24, – пояснил он. – Летающие «паркетники», которые могут совершить посадку на твёрдый грунт, есть: это и канадский Bombardier, и проект Ил-114. Но садиться в грязь, как это бывает в период распутицы на многих наших аэродромах, расположенных на Севере, ни один современный самолёт не может.

По мнению эксперта, гораздо разумнее найти средства и привести в надлежащее состояние аэродромную сеть в Арктической зоне, чем строить 30 или 50 собственных самолётов, которые из-за своей утяжелённости будут неконкурентоспособны на мировом рынке.

Автор статьи: Геннадий Мельник, электронное периодическое издание « Парламентская газета »

Фото Сергея Медведева, ТАСС

vorkuta-online.ru, 2016

 
По теме
 
Итоги рабочего визита Главы Республики Коми в Усть-Куломский район - Администрация Республики Коми В ходе поездки, которая состоялась 18 июля, Сергей Гапликов посетил крестьянско-фермерское хозяйство и социокультурный центр в селе Дон, библиотеку и краеведческий музей в деревне Жежим,
19.07.2018
 
Минобрнауки Республики Коми призывает все муниципальные образования и родителей детей принять исчерпывающие меры по предупреждению несчастных случаев и гибели несовершеннолетних на водных объектах - Министерство образования Сегодня, 18 июля Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми совместно с Комитетом Республики Коми по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,
19.07.2018
Вместо алиментов подарил квартиру - УФССП Боязнь привлечения к административной ответственности и пробудившиеся родительские чувства побудили должника погасить задолженность по алиментам в размере более 400 тысяч рублей.
19.07.2018
Тело девушки было обнаружено в реке около Вуктыла. Вчера, 18 июля, около 18:00 возле берега устья реки Большая Сою был найден труп неизвестной девушки.
19.07.2018
JPG Файл - МВД Республики Коми Сотрудниками уголовного розыска МО МВД России «Сысольский» разыскивается без вести пропавший Сажин Вячеслав Александрович, 03.09.1969 г.р., проживающий по адресу: Республика Коми, Сысольский район, п. Визиндор, ул.
19.07.2018 МВД Республики Коми
ampravda.ru Сотрудники следственного отдела по Усинску следственного управления СК России по Коми завершили расследование уголовного дела в отношении 41-летнего мужчины, обвиняемого в истязании несовершеннолетнего пасынка.
16.07.2018 Газета Республика
В Ижемском районе продолжаются поиски утонувшего юноши. Трагедия произошла 21 июня близ села Кипиево, куда 17-летний парнишка приехал из Ижмы — погостить у бабушки с дедушкой.
12.07.2018 Газета Трибуна
16.07.2018 ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" подвёл итоги XIV всероссийской акции "Спорт - альтернатива пагубным привычкам" 2017-2018 учебного года.
19.07.2018 Министерство образования
Спасти рядовую бабушку - Газета Республика Юные артисты из воскресной школы «Гефен» представили спектакль про войну Премьера спектакля «Спасти бабушку Иду» прошла в Сыктывкаре в минувший вторник.
18.07.2018 Газета Республика
16-17 июля в Койгородке случился потоп местного значения. Ливнями размыло дороги, тротуары, огороды и цветники местных жителей, особенно пострадали Центральная библиотека и краеведческий музей.
18.07.2018 Газета Республика
«У поэта нет возраста», – эту фразу народный поэт Коми Надежда Мирошниченко трактует по-своему: «Возраст есть, но не все его чувствуют, и я не чувствую».
18.07.2018 Газета Республика
Финно-угорские барды встретились в Помоздино Трехдневный межрегиональный семинар бардов «Шылад» («Мелодия») прошел на минувшей неделе в Усть-Куломском районе Коми.
18.07.2018 Газета Республика
Наш пострел везде поспел - СыктГУ Наш пострел везде поспел 21 и 22 июля в Москве состоится всероссийский чемпионат по интеллектуальному шоу «Ворошиловский стрелок».
19.07.2018 СыктГУ
TIqTNre-cEs.jpg - Агентство по физкультуре и спорту Руководство и коллектив Министерства физической культуры и спорта Республики Коми и подведомственных учреждений поздравляют с Днём рождения заслуженного мастера спорта по лыжным гонкам и пятикратного чемпиона Сурдлимпийс
19.07.2018 Агентство по физкультуре и спорту
Фото Дмитрия Наапалкова 17 июля в Доме дружбы народов Республики Коми состоялось учредительное собрание по созданию региональной федерации национального вида спорта Коми – гонок на охотничьих лыжах.
18.07.2018 Газета Республика
В столице Коми впервые прошел межрегиональный турнир по пляжному волейболу 14-15 июля в Сыктывкаре состоялись соревнования по пляжному волейболу Syktyvkar Open.
16.07.2018 Газета Республика
Сыктывкарка стала абсолютной чемпионкой мира по тхэквондо В ЮАР 9–14 июля прошел одиннадцатый чемпионат мира по тхэквондо ГТФ.
16.07.2018 Газета Республика
С понедельника, 23 июля, Сыктывкарские тепловые сети Коми филиала «Т Плюс» приступают к очередному этапу гидравлических испытаний по магистральному трубопроводу № 2.
19.07.2018 Администрация г.Сыктывкар